Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Метадычныя знаходкі

Дата: 25 сентября 2015 в 12:23, Обновлено 7 октября 2020 в 14:51
Автор: Грэйць Л. С.

30 ОБЕЩАНИЙ себе и ребёнку.

          Дети растут очень быстро. Ещё вчера были ползунки и памперсы, сегодня – дневники и плейеры, завтра – институты и самостоятельная жизнь. Мы думаем, что начать правильное воспитание никогда не поздно. Ещё сегодня покричим на ребёнка, а с понедельника начнём на практике применять советы Ушинского и Песталоцци. Но «понедельник» в таких случаях не приходит никогда. Пока ещё не поздно и малыш полностью перед вами  - маленький, беззащитный человек. Так давайте попробуем пообещать ему  (и себе), что, начиная…нет, не с Нового года, а прямо сейчас, с этой минуты, мы попытаемся вести себя с ним иначе. А для разнообразия выполним хотя бы половину этих 30 обещаний.

1.      Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.

2.      Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.

3.      Постараемся не кричать на малыша, особенно если он не сделал ничего ужасного.

4.      Навсегда запомним, что у каждого ребёнка - своя скорость роста, свои способности и свой, неповторимый рисунок личности.

5.      Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим детёнышем: если у нас свободное время, значит, ребёнок имеет право хотя бы на половинную его часть.

6.      Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам вполне пристойными.

7.      В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед вами всего лишь ребёнок, а не международный террорист.

8.      Начнём приучать ребёнка к самостоятельности.

9.      Прибережём шлепки для самых серьёзных случаев.

10.  Не будем силком кормить малыша, будем считаться с его личностными вкусовыми пристрастиями.

11.  Научимся чаще хвалить своё дитя. И будем делать это искренне.

12.  Иногда – без повода! – возьмём малыша на руки, крепко обнимем и поцелуем!

13.  На ночь вместо криков «Спать!»  приготовим ребёнку сказку собственного сочинения, где главным героем будет он сам.

14.  На детский день рождения позовём не своих друзей и родственников, а маленьких приятелей малыша, его двоюродных братиков и сестричек.

15.  Начнём делать с малышом утреннюю зарядку.

16.  Будем вместе рисовать красками,  и показывать рисунки папе.

17.  Начнём закалять детёныша.

18.  Будем следить за чистотой и правильностью его речи так же, как следим за чистотой его одежды.

19.  Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими подарками – будем проводить с ним больше времени.

20.  Научимся терпеливо слушать своего малыша.

21.  Заведём специальную тетрадь, в которую станем записывать смешные истории из жизни малыша, а также забавные словечки, маленькие открытия и важные события.

22.   Не станем идти на поводу у капризов и дурных настроений малыша – научимся говорить «нет»!

23.  Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что наобещали, и не обещать заведомо невыполнимых вещей!

24.  Иногда позволим подурачится и поиграть с ребёнком на равных.

25.  Перестанем пугать малыша Бабой – Ягой, чужим дядей, бабайкой, милицией и собственным уходом «к другому мальчику».

26.  Будем отвечать на любые, даже самые каверзные вопросы ребёнка.

27.  Постепенно начнём приучать малыша к труду: поощрять любую помощь по дому, пусть даже от неё будет больше убытка, чем пользы.

28.  Заведём семейные традиции: перед сном всей семьёй станем рассматривать альбомы с репродукциями картин великих художников.

29.  Не будем относиться ко времени, проведённому с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя.

30.  И, наконец перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!

"Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста"

https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad-olhovka/library/buklet_razvivaem_fonematicheskiy_slukh_u_detey.doc

Артикуляционная гимнастика для детей 

       Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

      Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Чашечка"
улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

"Маляр"
губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

"Грибочек"
улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

"Поймаем мышку"
губы в улыбке, приоткрыть ро,т произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

"Лошадка"
вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

"Пароход гудит"
губы в улыбке, открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника",
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

"Орешки"
рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

"Качели"
улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
 за нижние зубы

"Часики"
улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Блинчик"
улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

"Вкусное варенье"
улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу

"Гармошка"
улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

"Барабанщик"
улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютик"
на кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ»

Материал: разноцветные бумажные колпачки.

Предварительно дети называют цвет каждого из колпачков, которые вы­ставляются в ряд на столе. Один ребё­нок присаживается к столу и дует на тот колпачок, который называет ведущий (2—3 колпачка). Колпачки снова вы­страивают в ряд, так играют все дети.

  «ВЕСЁЛЫЕ КЛОУНЫ»

Материал: два колпачка-клоуна; кубики или кирпичики для построе­ния арены цирка.

На маленьком столе из кубиков или кирпичиков дети строят арену цирка. Педагог вызывает их попарно. Они садятся на стульчики перед сто­лом друг против друга. В противопо­ложном конце арены ставятся колпач­ки-клоуны. Мама с ребёнком дуют на кол­пачки, комментиру­ют (клоуны передвигаются, падают, веселятся и т.д.).

  «МАШЕНЬКА»

Материал: колпачок-девочка; деко­рации леса: ели, берёзы и т.д., выпол­ненные из картона и раскрашенные, — все деревья на подставках.

На стол выставляется декорация леса. На некотором расстоянии от неё ставится колпачок-девочка. Ребёнок садится за стол и медленно дует на колпачок. Родители (мама) комментируют: (Машенька в лес пошла, к лесу подошла, в лес зашла, из леса вышла).                          

  

    «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

   Материал: колпачки-зверушки: лиса, волк, медведь, заяц, лягушка, мышка; декорации леса (те же).

Ребёнок называет колпачки-зверушки и ставят их на некотором расстоянии от декорации леса. Затем он дует на колпачок-зверушку, стараясь приблизить его к лесу. Родитель комментирует (волк в лес по­бежал). Затем ребёнок дует на другой колпачок – зверушку, а родитель комменти­рует (лиса в лес побежала и т.д.).

        «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

Материал: теремок с открывающей­ся дверью, выполненный из картона, ярко раскрашенный, стоящий на под­ставке; колпачки-зверушки (те же).

Теремок устанавливается на ма­леньком столике. Ребёнок повторяет сюжет сказки. Затем выбира­ет себе героя — колпачок-зверушку и называет его (это мышка-норушка, это лягушка-квакушка и т.д.). Рас­сказчик (им может быть ребёнок) начинает рассказывать сказку, по ходу сказки он дует на своего героя так, чтобы тот попал в дверку теремка.

Игры с использованием колпачков направлены на воспитание плавного, длительного целенаправленного выдо­ха, уточнение словаря, закрепление навыков связной речи.

                                                

 «КОЛОБОК»

Материал: алюминиевый или дере­вянный желобок; жёлтый пластмассо­вый шарик; колпачки-зверушки: заяц, волк, медведь, лиса.

Рассказывается сказка «Колобок». При словах «... и покатился Колобок дальше» ребёнок дует на шарик, который при этом катится по желобку. В конце желобка Колобок встречает очередного героя сказки — колпачок- зверушку. Сказка продолжается с выполнением дыхательных упражнений

Первые шесть игр проводятся с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезает­ся на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вста­вить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

Для вас, родители!

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 «Лягушка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен естественным, нижняя челюсть не выдвигаться вперёд.

              Вот  понравится лягушкам,         

              Тяну губы прямо к ушкам,

   Потяну – перестану

   И  нисколько  не устану.

 

«Хоботок»

Зубы сомкнуты с напряжением, губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт 1 -5.

 Подражаю я слону —

Губы хоботком тяну,

А теперь их отпускаю

М на место возвращаю.

                                            

«Лягушка - хоботок»

На счёт «раз-два» чередовать уп­ражнения «Лягушка» и «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам      Растянул, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

 

«Окошко»

На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

 

«Иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

 За собою хвост тащу.

                                                           

«Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержи­вать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

 И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!   Язык надо расслаблять!

 

Для Вас, родители!

ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнения для развития связной речи.

  • Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Подбирать действия к предметы и наоборот;
  • Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  • «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
  • «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
  • «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить). 

Беседа

Взрослым очень интересно

То, что всем давно известно!

«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,

И «Кого ты больше любишь –

Маму, папу или братца?»

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

На беседу

К логопеду!

Он мне скажет:

«Порычи!»

Он попросит:

«Помычи!

Пошипи

И пожужжи!

И язык мне покажи!»

Хорошо пойдёт беседа

У меня и логопеда!

Для вас, родители!

Развиваем связную речь

                                

Развитие речи ребёнка в норме.

  1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).

        2-3 месяца – гуление;

        4-6 месяцев – лепет;

        9-12 месяцев – первые слова.

2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).    

    1,5-2 года – фраза;

     к  3 годам – связная речь (несколько фраз).

3.  Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).

К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.

6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.

4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.

Особенности речевого развития детей 6-7 лет.

  • Правильно произносят все звуки родного языка;
  • Производят простейший звуковой анализ слов;
  • Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
  • Грамматически правильно строят фразу;
  • Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
  • Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
  • Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;

Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Предпосылки нормального развития речи ребёнка.

  1. Психологическое и физическое здоровье.
  2. Нормальные умственные способности.
  3. Нормально развитый слух и зрение.
  4. Потребность в речевом общении.
  5. Полноценное речевое окружение. 

Предпосылки для успешного овладения грамотой.

  1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
  2. Психическое и физическое здоровье.
  3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
  4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт  речевого общения.
  5. Полноценное речевое окружение.
  6. Нормальное развитие двигательной сферы.

Артикуляционная гимнастика.

Арт. гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс № 1 (общий).

 1.Удерживание губ в улыбке;

  2.Вытягивание губ вперёд трубочкой;

  3.Чередование положения губ (улыбка – трубочка);

  4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

  5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;

6.Удерживание узкого языка (иголочка);

  7.Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.

Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих).

  1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
  2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…(упражнение делается на одном выдохе);
  3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).

Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь;
  2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
  3. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…

( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.