30 ОБЕЩАНИЙ себе и ребёнку.
Дети растут очень быстро. Ещё вчера были ползунки и памперсы, сегодня – дневники и плейеры, завтра – институты и самостоятельная жизнь. Мы думаем, что начать правильное воспитание никогда не поздно. Ещё сегодня покричим на ребёнка, а с понедельника начнём на практике применять советы Ушинского и Песталоцци. Но «понедельник» в таких случаях не приходит никогда. Пока ещё не поздно и малыш полностью перед вами - маленький, беззащитный человек. Так давайте попробуем пообещать ему (и себе), что, начиная…нет, не с Нового года, а прямо сейчас, с этой минуты, мы попытаемся вести себя с ним иначе. А для разнообразия выполним хотя бы половину этих 30 обещаний.
1. Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.
2. Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.
3. Постараемся не кричать на малыша, особенно если он не сделал ничего ужасного.
4. Навсегда запомним, что у каждого ребёнка - своя скорость роста, свои способности и свой, неповторимый рисунок личности.
5. Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим детёнышем: если у нас свободное время, значит, ребёнок имеет право хотя бы на половинную его часть.
6. Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам вполне пристойными.
7. В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед вами всего лишь ребёнок, а не международный террорист.
8. Начнём приучать ребёнка к самостоятельности.
9. Прибережём шлепки для самых серьёзных случаев.
10. Не будем силком кормить малыша, будем считаться с его личностными вкусовыми пристрастиями.
11. Научимся чаще хвалить своё дитя. И будем делать это искренне.
12. Иногда – без повода! – возьмём малыша на руки, крепко обнимем и поцелуем!
13. На ночь вместо криков «Спать!» приготовим ребёнку сказку собственного сочинения, где главным героем будет он сам.
14. На детский день рождения позовём не своих друзей и родственников, а маленьких приятелей малыша, его двоюродных братиков и сестричек.
15. Начнём делать с малышом утреннюю зарядку.
16. Будем вместе рисовать красками, и показывать рисунки папе.
17. Начнём закалять детёныша.
18. Будем следить за чистотой и правильностью его речи так же, как следим за чистотой его одежды.
19. Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими подарками – будем проводить с ним больше времени.
20. Научимся терпеливо слушать своего малыша.
21. Заведём специальную тетрадь, в которую станем записывать смешные истории из жизни малыша, а также забавные словечки, маленькие открытия и важные события.
22. Не станем идти на поводу у капризов и дурных настроений малыша – научимся говорить «нет»!
23. Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что наобещали, и не обещать заведомо невыполнимых вещей!
24. Иногда позволим подурачится и поиграть с ребёнком на равных.
25. Перестанем пугать малыша Бабой – Ягой, чужим дядей, бабайкой, милицией и собственным уходом «к другому мальчику».
26. Будем отвечать на любые, даже самые каверзные вопросы ребёнка.
27. Постепенно начнём приучать малыша к труду: поощрять любую помощь по дому, пусть даже от неё будет больше убытка, чем пользы.
28. Заведём семейные традиции: перед сном всей семьёй станем рассматривать альбомы с репродукциями картин великих художников.
29. Не будем относиться ко времени, проведённому с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя.
30. И, наконец перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!
"Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста"
Артикуляционная гимнастика для детей
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
"Окошко" |
|||||
"Чистим, зубки" |
|||||
"Чашечка" |
|||||
"Дудочка" |
|||||
"Заборчик" |
|||||
"Маляр" |
|||||
"Грибочек" |
|||||
"Киска" |
|||||
"Поймаем мышку" |
|||||
"Лошадка" |
|||||
"Пароход гудит" |
|||||
"Слоник пьёт" |
|||||
"Индюки болтают" |
|||||
"Орешки" |
|||||
"Качели" |
|||||
"Часики" |
|||||
"Блинчик" |
|||||
"Вкусное варенье" |
|||||
"Гармошка" |
|||||
"Барабанщик" |
|||||
"Парашютик" |
|||||
"Загнать мяч в ворота" «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ» Материал: разноцветные бумажные колпачки. Предварительно дети называют цвет каждого из колпачков, которые выставляются в ряд на столе. Один ребёнок присаживается к столу и дует на тот колпачок, который называет ведущий (2—3 колпачка). Колпачки снова выстраивают в ряд, так играют все дети. «ВЕСЁЛЫЕ КЛОУНЫ» Материал: два колпачка-клоуна; кубики или кирпичики для построения арены цирка. На маленьком столе из кубиков или кирпичиков дети строят арену цирка. Педагог вызывает их попарно. Они садятся на стульчики перед столом друг против друга. В противоположном конце арены ставятся колпачки-клоуны. Мама с ребёнком дуют на колпачки, комментируют (клоуны передвигаются, падают, веселятся и т.д.). «МАШЕНЬКА» Материал: колпачок-девочка; декорации леса: ели, берёзы и т.д., выполненные из картона и раскрашенные, — все деревья на подставках. На стол выставляется декорация леса. На некотором расстоянии от неё ставится колпачок-девочка. Ребёнок садится за стол и медленно дует на колпачок. Родители (мама) комментируют: (Машенька в лес пошла, к лесу подошла, в лес зашла, из леса вышла).
«ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК» Материал: колпачки-зверушки: лиса, волк, медведь, заяц, лягушка, мышка; декорации леса (те же). Ребёнок называет колпачки-зверушки и ставят их на некотором расстоянии от декорации леса. Затем он дует на колпачок-зверушку, стараясь приблизить его к лесу. Родитель комментирует (волк в лес побежал). Затем ребёнок дует на другой колпачок – зверушку, а родитель комментирует (лиса в лес побежала и т.д.). «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК» Материал: теремок с открывающейся дверью, выполненный из картона, ярко раскрашенный, стоящий на подставке; колпачки-зверушки (те же). Теремок устанавливается на маленьком столике. Ребёнок повторяет сюжет сказки. Затем выбирает себе героя — колпачок-зверушку и называет его (это мышка-норушка, это лягушка-квакушка и т.д.). Рассказчик (им может быть ребёнок) начинает рассказывать сказку, по ходу сказки он дует на своего героя так, чтобы тот попал в дверку теремка. Игры с использованием колпачков направлены на воспитание плавного, длительного целенаправленного выдоха, уточнение словаря, закрепление навыков связной речи.
«КОЛОБОК» Материал: алюминиевый или деревянный желобок; жёлтый пластмассовый шарик; колпачки-зверушки: заяц, волк, медведь, лиса. Рассказывается сказка «Колобок». При словах «... и покатился Колобок дальше» ребёнок дует на шарик, который при этом катится по желобку. В конце желобка Колобок встречает очередного героя сказки — колпачок- зверушку. Сказка продолжается с выполнением дыхательных упражнений Первые шесть игр проводятся с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных. Для вас, родители! ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ «Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен естественным, нижняя челюсть не выдвигаться вперёд. Вот понравится лягушкам, Тяну губы прямо к ушкам, Потяну – перестану И нисколько не устану. «Хоботок» Зубы сомкнуты с напряжением, губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт 1 -5. Подражаю я слону — Губы хоботком тяну, А теперь их отпускаю М на место возвращаю.
«Лягушка - хоботок» На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок». Свои губы прямо к ушкам Растянул, как лягушка. А теперь слонёнок я, Хоботок есть у меня. «Окошко» На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто). «Иголочка» Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.
«Лопаточка» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык лопаткой положи И под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! Для Вас, родители! ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Упражнения для развития связной речи.
БеседаВзрослым очень интересно То, что всем давно известно! «Как зовут?», и «Кем ты будешь?», И «Кого ты больше любишь –Маму, папу или братца?» Всё не могут разобраться! А вот завтра я поеду На беседу К логопеду! Он мне скажет: «Порычи!» Он попросит: «Помычи! Пошипи И пожужжи! И язык мне покажи!» Хорошо пойдёт беседа У меня и логопеда! Для вас, родители! Развиваем связную речь
Развитие речи ребёнка в норме.
2-3 месяца – гуление; 4-6 месяцев – лепет; 9-12 месяцев – первые слова. 2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет). 1,5-2 года – фраза; к 3 годам – связная речь (несколько фраз). 3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет). К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов. 6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов. 4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком. Особенности речевого развития детей 6-7 лет.
Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. Предпосылки нормального развития речи ребёнка.
Предпосылки для успешного овладения грамотой.
Артикуляционная гимнастика. Арт. гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено. Комплекс № 1 (общий). 1.Удерживание губ в улыбке; 2.Вытягивание губ вперёд трубочкой; 3.Чередование положения губ (улыбка – трубочка); 4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки; 5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе; 6.Удерживание узкого языка (иголочка); 7.Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта. Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих).
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка). Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).
( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться). |